Государственный секретарь КР Суйунбек Касмамбетов в интервью журналистке КНИА «Кабар» Кифаят Аскеровой поделился своим видением национальной идеи, о рисках религиозной радикализации и ключевых аспектах государственной политике в религиозной сфере.
— Суйунбек Сапарбекович, в чём состоит национальная идея современного Кыргызстана? К чему мы хотим прийти, что построить?
– Национальная идея, безусловно, важна для общества как некое консолидирующее начало, принимаемое всеми социальными группами и слоями населения. Поэтому она должна быть отражением духовных, культурных и морально-нравственных ценностей всего народа Кыргызстана. История знает достаточно много примеров, когда в качестве национальной идеи использовались ультранационалистические лозунги, пропагандирующие превосходство одной нации над другими, её исключительность, богоизбранность.
Как мы знаем, ни к чему хорошему это не привело. Национальная идея должна основываться на принципах гуманизма и равноправия всех этносов, составляющих население республики. В качестве базиса национальной идеи можно рассматривать такие цели, как например, достижение определённого уровня благосостояния народа, переход к «зелёной» экономике ради сохранения уникального природно-климатического комплекса нашей республики.
– Во всех постсоветских государствах, где преобладает численность мусульман, идёт процесс исламизации населения. И уже очевидно, что его не остановить. Насколько реальна угроза радикализации мусульман Кыргызстана?
– Критерии «процесса исламизации» в академических кругах на сегодня определены неполностью. То есть мы не можем сказать, является ли преобладающая численность людей той или иной религии или же строительство религиозных объектов показателем какого-либо экстремального (критического) преображения общества в пользу одного вероубеждения.
Действительно, большая часть населения Кыргызстана считают себя мусульманами. Однако наша страна – многонациональная и многоконфессиональная, в которой важно соблюдение прав человека, в том числе и права на свободу вероисповедания.
Несомненно, надо учесть тенденцию роста религиозности населения, но параллельно укрепляется и развивается принцип светскости государства. Практически все наши религиозные деятели в своих проповедях говорят о необходимости соблюдения законов страны, принципа светскости и призывают уважать права человека, не дискриминировать по признаку вероисповедания. Исходя из принципа светскости, никакая религия не может у нас устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Государство не препятствует развитию религиозного процесса, но оно указывает, в каком направлении нужно развиваться, и содействует этому.
В то же время мы знаем, что, даже если религия отделена от государства, она не отделена от общества. Определённые риски радикализации, конечно, сохраняются. Во-первых, это напряжённая ситуация в Афганистане, создающая угрозу проникновения деструктивных сил во все государства Центральной Азии. Во-вторых, много вопросов, связанных с качеством религиозного образования, которое получают наши молодые люди. В-третьих, существует риск влияния на общество неконтролируемых религиозных контентов в социальных медиа.
– Как вы расцениваете усилия государства в предотвращении радикализации? Насколько они эффективны?
– Все соответствующие государственные органы сегодня предпринимают активные меры по предупреждению радикализации среди верующих. Регулярно проводится глубокий анализ религиозной ситуации в стране, который получает отражение в стратегических документах. Исходя из ситуации, выстраиваются задачи на каждом этапе.
В частности, мы работали согласно концепции государственной политики в религиозной сфере, рассчитанной на 2014-2020 годы, сейчас следуем целям и задачам, предусмотренным недавно принятой концепцией уже на новый период — 2021-2026 годы.
Кроме того, есть специальные программы по противодействию экстремизму и терроризму. Госкомиссией по делам религий инициирована новая редакция Закона «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», имеется также отдельный закон о противодействии экстремизму. То есть в нормативно-правовой базе чётко обозначены направления действий.
Если говорить об эффективности предпринимаемых шагов, то мы уже получили положительный результат в виде того, что религиозные организации стали открыты к диалогу, активно поддерживают государственную политику и начали динамично сотрудничать с госорганами и обществом.
– Отслеживает ли государство, в какие зарубежные учебные заведения, предоставляющие религиозное образование, поступают кыргызстанцы и на какой идейной платформе они оттуда возвращаются?
– Вначале выезд за границу для получения религиозного образования осуществлялся по согласованию с Госкомиссией по делам религий и Духовным управлением мусульман Кыргызстана.
Однако в последующем часть граждан стала выезжать якобы с туристической или иной целью, а на самом деле, чтобы поступить в религиозные учебные заведения.
В результате некоторые из них возвращались не только со знаниями в области мусульманского богословия, но и с чуждыми местному менталитету и традициям религиозными убеждениями и учениями. В том числе – с идеями крайних течений ислама, которые начинали активно пропагандировать в обществе.
Для блокировки такой тенденции, начиная с 2014 года, проделана огромная работа. Концепцией государственной политики в религиозной сфере в КР на 2014-2020 годы определено, что государство создаёт условия для укрепления и развития традиционных умеренных форм суннитского ислама на основах религиозно-правовой школы ханафизма и матуридитского вероубеждения.
Дело в том, что именно это направление ислама, которого придерживается большинство граждан нашей страны, исторически доказало способность к веротерпимости, добрососедству, взаимоуважению в условиях этнического и религиозного многообразия.
Результат уже даёт о себе знать. Большинство кыргызстанцев, получающих сегодня религиозное образование за границей, регистрируются в консульствах и посольствах. Министерство иностранных дел и Госкомиссия по делам религий тесно сотрудничают и обмениваются данными.
– Новая Концепция государственной политики в религиозной сфере на 2021-2026 годы предусматривает создание информационной базы о зарубежных учебных заведениях с исчерпывающей информацией об их деятельности. Как продвигается эта работа?
– Сейчас Госкомиссия по делам религий совместно с ДУМК составляет список религиозных учебных заведений, обучающих ханафитскому мазхабу и матуридскому вероучению за рубежом.
Готовится также подробная информация об их деятельности. Как только база данных будет подготовлена, её разместят на сайте Госкомиссии по делам религий и все желающие смогут воспользоваться ею для выбора учебного заведения.
– Ещё несколько лет назад в школах Бишкека и на юге страны успешно апробировали новый предмет – религиоведение. Разработали даже учебное пособие. Почему же до сих пор не перешли от эксперимента к повсеместному внедрению?
– Вы правы, пилотный предмет «История религиозной культуры» апробирован в 56 школах, причём во всех регионах, а не только в Бишкеке и на юге. В каждом регионе, в столице и в Оше выбрали по шесть школ. Новый курс действительно оправдал ожидания.
Анкетирование среди ребят 9-х классов, изучавших его, показало повышение их интереса к теме. Создана рабочая группа, которая с учётом результатов проекта, даст свои предложения по окончательному определению содержания предмета, количества часов, классов и подготовке преподавателей.
— Насколько мне известно, именно Вы настаивали на том, чтобы в новую Концепцию государственной политики в религиозной сфере включили задачу регламентации строительства религиозных объектов и учебных заведений. То есть речь идёт о том, чтобы процесс их строительства и открытия строго контролировался. Начата ли эта работа?
– Да, в ходе мониторинга деятельности религиозных организаций за два последних года выявлены факты нарушений законодательства, связанные с их учётной регистрацией и строительством. Проблема возникла не сейчас.
Как выяснилось, есть сложности с получением разрешения, определением границ и места строительства. Создана комиссия с участием представителей госорганов и религиозных деятелей. Она изучит причины нарушений и выработает рекомендации по регулированию строительства религиозных объектов.
Источник: КНИА «Кабар», Кифаят Аскерова